Методическая копилка

Игре на детских музыкальных инструментах, я как музыкальный руководитель, уделяю особое внимание, так как именно детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует  развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребенка.
    В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются творческие и музыкальные способности.
    Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения (чище интонируют),  качество музыкально-ритмических движений (четче воспроизводят ритм);  благодаря развитию мелкой моторики,  у детей лучше формируется речь, развивается координация.
      Для многих детей игра на детских музыкальных инструментах помогает передать чувства, внутренний духовный мир.
     Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.
       Большие возможности  открываются у детей, с раннего возраста вовлеченных в групповые формы музицирования, в частности, в детский оркестр. Этот вид деятельности всегда привлекал педагогов-музыкантов. Самым излюбленным видом детского оркестра является оркестр, который позволяет сочетать метроритмические и мелодические инструменты.
     
Правильный подход к музыкальному воспитанию должен не только всесторонне учитывать возможности маленьких детей, но и ставить на первое место уважение их интересов,  любых индивидуальных творческих проявлений. Это будет той психологической базой, на которой возможна организация различных видов деятельности  детей, позволяющая каждому ребенку найти свое место на занятиях, независимо от уровня музыкальных способностей. Роль ребенка может быть небольшой и очень простой, но качественно необходимой для его саморазвития.
      В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка, формируются и развиваются его музыкальные и общие способности (выдержка, настойчивость, целеустремленность, воля, внимание, мышление, аналитические способности и др.). Игра на музыкальных инструментах тренирует мелкую мускулатуру пальцев рук, развивает координацию движений. В совместном инструментальном музицировании развиваются коммуникативные качества ребенка, удовлетворяются его потребность в музыкальном общении, формируются представления о выразительной сущности музыкальной речи.
     Использование музыкальных инструментов в  детском инструментальном музицировании, предполагает овладение детьми навыками различной степени сложности – от простейших помахиваний, постукиваний погремушками – до исполнений знакомых мелодий по слуху на музыкальных инструментах, имеющих звукоряд.

Интегрированное музыкальное занятие для детей старшего дошкольного возраста с использованием различных педагогических технологий «Звук - знакомый незнакомец»

Цель: Комплексное развитие когнитивных процессов и музыкальных способностей у детей.
Обучающие задачи:
  1. Учить детей устанавливать причинно – следственные связи.
  2. Способствовать формированию у детей познавательного интереса.
  3. Закреплять элементарные представления о природе возникновения звуков.
Развивающие задачи:
  1. Формирование представлений детей о звуке, движении, а также их различных комбинациях.
Развитие творческого воображения, музыкальности через объединение различных ощущений (зрительных, слуховых, двигательных, тактильных) в процессе музицирования.
Воспитательные задачи
  1. Воспитывать любовь к музыке и желание участвовать в музыкальном процессе.

Оборудование: деревянные и металлические линейки, аквариум, кораблик, камушки, расчески различного размера, медиаторы пластиковые, карточки для дидактических игр, аудиозаписи, бутафорские паутина и паук, самодельные музыкальные инструменты.

Репертуар: С. Прокофьев «Петя и волк», Н.Римский – Корсаков «полет шмеля», М.Лазарев «Музыка, здравствуй»,  «До свидания, музыка», Генри Манчини «Розовая пантера», группа «Барбарики» «Разукрасим все планеты», Раун  Лехтинен «Летка – Енка».

Ход занятия
Дети входят в зал под музыку из симфонической сказки «Петя и волк» С.Прокофьева (струнная партия).
Музыкальный руководитель. Ребята, вот и опять музыкальный зал гостеприимно распахнул свои двери, приглашая нас окунуться в волшебный мир музыки. Но, прежде чем начать наше занятие нам необходимо поприветствовать друг друга и всех присутствующих.
                                             Ведь недаром придумано
                                             Просто и мудро.
                                             При встрече здороваться
                                             «Доброе утро!»
Давайте и мы наше занятие начнем с приветствия. А поможет нам песня.
«Музыка, здравствуй» (автор М.Л.Лазарев, оздоровительная развивающая технология «Здравствуй»)
М.Р.
                                             То и дело лезут в уши,
                                             Всюду звуки нам слышны.
                                             Потому что мы с рождения
                                             Звуками окружены.
                                             Каждый звук – кусочек мира.
                                             В каждом звуке – целый мир.
                                             В звуках вся моя квартира,
                                             В звуках тысячи квартир.
                                             В звуках улица большая
                                             И огромная страна.
                                             Звукам нет конца и края,
                                             В звуках он, оно, она.
                                             Звуки в радости и в скуке.
                                             Звуки – свет и звуки – тень.
                                             День заканчивает звуки.
                                             Звуки начинают день.
- Действительно, ребята, звуки окружают нас повсюду с самого нашего рождения. А как вы думаете, какая бы была у нас жизнь, если бы из неё исчезли все-все-все звуки?
Дети отвечают:
 - Не интересной!
 - Не яркой!
 - Скучной!
М.Р.  Ребята, а что мы знаем о звуках? Какие они бывают?
Дети отвечают:
 - Звуки бывают шумовыми и музыкальными.
 - Звуки бывают громкие и тихие.
 - Звуки  высокие и низкие.
 - Звуки имеют длительность. Они бывают короткие и длинные.
М.Р. Все ваши ответы – правильные. Вы очень много знаете о том, какие бывают звуки. Но кто – нибудь знает о том, что такое – звук?
Дети. Нет!
М.Р.  Для того, чтобы это узнать я приглашаю вас в музыкальную лабораторию, где мы сможем провести эксперимент.
Эксперимент « Откуда рождается звук»
(пед. технология «Звук – волшебник», автор Т.Н.Девятова)

М.Р. Для этого эксперимента нам понадобятся линейки. Для начала нам нужно узнать, есть ли у линейки голос, давайте прислушаемся. Нет, линейка не звучит, если мы до нее не дотрагиваемся. А теперь давайте покрепче прижмем один конец линейки к столу, а за свободный конец дернем. Слышите, возникает звук. А теперь остановите линейку рукой. Звук продолжается? (Нет). Давайте опять дернем за свободный конец линейки. Что же происходит в этот момент с линейкой?
Дети отвечают:
 - Линейка дрожит, шатается.
М.Р. Значит мы можем сделать вывод, что звук возникает только в тот момент, когда линейка дрожит, колеблется. Нарисуйте колебание линейки пальчиком в воздухе. На что похоже это колебание?
Дети отвечают:
 - На волну!
М.Р. Совершенно верно. Звук – это волна. Давайте зарисуем наш вывод в таблице.
(Дети в заранее приготовленной таблице схематично зарисовывают вывод эксперимента).
Звучит фонограмма пьесы Н.Римского – Корсакова «Полет шмеля».
М.Р. Ребята, по-моему, у нас гости. Чтобы понять, кто это, необходимо вспомнить, как называется музыкальное произведение, отрывок из которого мы услышали.
Ответы детей:
 - Это прозвучала пьеса «Полет шмеля», композитора Николая Римского – Корсакова.
М.Р. Верно. Композитор мастерски передал звуками летящего, жужжащего шмеля. (Демонстрация карточки с изображением шмеля).
Посмотрите, какой он большой, красивый, яркий. А как жужжит шмель?
Музыкально – дидактическая игра «Шмель и комар»
(развитие звуковысотного слуха)
Дети подражают голосом жужжащему шмелю: «Ж-ж-ж-ж».
М.Р. Как здорово у вас получается. Но шмель прилетел не один. (Демонстрация карточки с изображением комара). С ним прилетел комар. Ребята, а песенка комара отличается от песенки шмеля? Как она звучит.
Дети интонационно подражают голосом комариному писку «З-з-з-з».
М.Р. Значит писк комара выше и тоньше жужжания шмеля. А вам интересно узнать, почему у шмеля звук получается ниже, а у комара выше? От чего зависит высота звука.?
Дети. Да!
М.Р. Для этого нам нужно подойти к нашим лабораторным столам.
Эксперимент «Комар и шмель»
(пед. технология «Звук – волшебник», автор Т.Н.Девятова)
М.Р. Для этого эксперимента нам понадобятся расчески и медиаторы. Расчески отличаются друг от друга зубчиками. У одних они крупные, у других они тонкие и мелкие. Проведите медиатором по зубчиком расчесок. Ребята, у всех получился одинаковый звук?
Дети. Нет!
М.Р. А почему, как вы думаете?
(Дети делают вывод, что у расчесок с крупными зубцами – звук низкий (шмель), а у маленьких расчесок звук высокий (комар)).
М.Р. Звуки  получились разные, потому что шмель крупнее комара. Его крылья тоже больше, поэтому ему не надо очень часто ими взмахивать, чтобы взлететь. Колебания получаются редкие,  и звук получается ниже. А у комара крылышки маленькие. Ему приходится ими очень часто взмахивать, чтобы летать. Колебания крыльев частые и звук получается выше. Давайте на нашей таблице схематично запишем вывод этого эксперимента.
Ребенок зарисовывает на таблице зависимость высоты звука от частоты колебания.
М.Р. Ну, раз уж мы заговорили с вами о звуках, тогда ответьте мне, где живут самые красивые, музыкальные звуки?
Дети отвечают. В музыкальных инструментах.
М.Р. Правильно, звуки музыкальных инструментов гармоничны и мелодичны.
                                                Предлагаю вам сейчас
                                                Инструменты в руки взять.
                                                Ведь на этих инструментах
                                                Очень любим мы играть.
Дети подходят к полке с инструментами и обнаруживают, что они затянуты паутиной, в центре которой сидит большой паук.
М.Р.
                                                Паутину цепко вяжет
                                                Сединой своей паук.
                                                Мастерство пряденья пряжи
                                                Выбрал он из всех наук.
Ребята, посмотрите, какой большой и страшный паук поселился у нас в зале. Давайте мы его напугаем. Мимикой и пластикой  попробуем передать злобный характер паука.
Пластическая импровизация «Злой паук»
(Звучит музыка из м/ф «Розовая пантера»)
(Во время исполнения пластической композиции воспитатель убирает паутину с пауком)
М.Р.  – А вот и наш маленький музей, где живут музыкальные инструменты, которые мы изготовили своими руками. Они наши верные помощники на музыкальных занятиях. Вот и сегодня им нетерпиться  оказаться в руках наших маленьких музыкантов. И пусть наши инструменты не смогут исполнить чарующую напевную мелодию, но зато они замечательно воспроизводят ритм. Давайте сыграем в ритмическую игру.
Музыкально-дидактическая игра «День рождения у Льва»
(используются ритмические карточки «Этот удивительный ритм» И.М. Каплуновой, А.И.Новоскольцевой. Программа «Ладушки»)
Педагог демонстрирует карточку льва.
                                             Лев к себе на день рожденья
                                             Пригласил своих друзей.
                                             Он испек для них печенье,
                                             Чтоб порадовать гостей.
                                             Угощал он их компотом,
                                             И как мог их веселил.
                                             Пусть  расскажут инструменты
                                             Кто же в гости приходил?
(На мольберте выставлены карточки с изображением: Белочки, Ежика, Поросенка, Крокодила. Педагог по одной открывает карточки, а дети проговаривают и проигрывают на инструменте название животного. Когда открыты все карточки, предложить детям проиграть всю цепочку из названий животных в той последовательности, в которой показывает педагог).
 -  А затем Лев показал гостям три волшебных  ритмические пуговицы, на которых нарисованы ритмические схемы. (Демонстрация три разноцветных круга с изображением различных ритмических рисунков).
М.Р.  – Звери так развеселились, что пустились в пляс. Давайте мы с вами подыграем им на наших музыкальных инструментах. А я буду дирижером, но не простым, а веселым. Я буду дирижировать в танце. Нам нужно разбиться на три маленьких оркестра. Каждый оркестр будет воспроизводить тот ритм, который изображен на их  ритмической пуговице.
Оркестр «Уж я золото храню»
Русская народная песня
(Пед.технология «Концепция К.Орфе»)
(Фонограмма раскатов грома звучит piano, еле слышно.)
М.Р.  Ребята, вы слышите, какие-то звуки долетели до нас издалека.
(Гром усиливается и звучит forte.)
М.Р. -  Ребята, это же весенний гром. Его звук был сначала тихий, как бы издалека доносился, а затем стал все громче и громче. А как вообще звук распространяется на большие расстояния? Вам интересно узнать?
Дети. Да!
М.Р. – Чтобы ответить на этот вопрос нам необходимо подойти к нашим лабораторным столам. Мы проведем эксперимент.
Эксперимент «Как распространяется звук?»
(пед. технология «Звук – волшебник», автор Т.Н.Девятова)

М.Р. – Для этого эксперимента нам понадобятся: аквариум с водой, маленький кораблик и камушки. Мы с вами уже выяснили, что звук – это колебание, волна. Следите внимательно за поверхностью воды. Я бросаю в воду камушек. Что происходит?
Дети отвечают: На поверхности появились круги,  волны.
М.Р. Вот также и звуковая волна доносит до нас звук по воздуху. Обратите внимание, если бросить камушек далеко от кораблика (демонстрация), то он почто не будет раскачиваться на волнах, потому что они очень слабые. А если бросить камушек в воду рядом с корабликом (демонстрация), то кораблик будет заметно раскачиваться на волнах, потому что волны сильнее, чем в первом случае. Значит, ребята, какой вывод мы можем сделать из этого эксперимента? Чем дальше от нас будет источник звука, тем звук будет слабее. Отобразим графически в нашей таблице вывод этого эксперимента
Ребенок зарисовывает в таблице вывод третьего эксперимента.
М.Р.  – Ребята, посмотрите на итоговую таблицу. Какие выводы из нашего занятия мы можем сделать, глядя на неё?
1. Вывод: Звук – это волна, колебание.
2. Вывод: Высота  звука зависит от частоты колебания
3. Вывод: Сила звука зависит от расстояния.
 - Сколько нового и интересного мы узнали сегодня в нашей музыкальной лаборатории. А сколько нового вам еще предстоит узнать, ведь знание  - это великая сила. Они делают нас всемогущими. Владея знаниями, мы можем с вами даже разукрасить все планеты.
Танец «Разукрасим все планеты»
(CD «Барбарики»)
М.Р.  – Вот и подошло к концу наше занятие и нам осталось только сказать всем «До свидания!»
Песня «До, свидания, музыка»
(автор М.Л.Лазарев, оздоровительная развивающая технология «Здравствуй»)

Комментариев нет:

Отправить комментарий